Художник из космоса

N_Roerich[1]«…Лучи просвечивали через земную атмосферу, горизонт стал ярко-оранжевым, постепенно переходящим во все цвета радуги: к голубому, синему, фиолетовому, чёрному. Неописуемая цветовая гамма! Как на полотнах художника Николая Рериха…» — так написал в бортовом журнале Юрий Гагарин во время полета в космос.

А мы, хоть и не космонавты, тоже смогли познакомиться с творчеством Николая Константиновича Рериха: с 9 апреля и по 7 июля в Русском музее проходила выставка, посвященная 140-летию великого художника. Экспозиция насчитывала около 300 произведений, выполненных в различных стилях – от графики и до живописи. Картины перемежаются с цитатами из его книг.
Rerih_Mikula_Selyaninovich-1000x288В молодые годы Рерих работает в историческом жанре. Его работы «Идолы», «Плач Ярославны», «Садко», «Микула Селянович» наполнены своеобразной прелестью былого, на этих полотнах оживают народные сказки и былины. Атмосфера экспозиции заставляет погрузиться в мир Древней Руси, раскрашенный яркими красками. «…Деревенские городища стоят на прибрежных холмах, взрытых оврагами, и к ним подплывают заморские гости. И оживают старые легенды, сказки, вьются крылатые драконы; облачные девы носятся по небу; в огненном кольце томится златокудрая змеевна; кочуют богатыри безымянные в древних стенах и пустынях».
небесный бойВ картине «Небесный бой», как и во многих работах, большую часть полотна занимает небо, в то время как «земную» часть замечаешь не сразу. Образ неба и облаков передан с невероятной точностью: воздушное и солнечное сверху, оно переходит к темно-синим оттенкам, в некоторых местах отливая коричневым. В названии картины заключено представление художника о небе – ведь каждый из нас, разглядывая облака, находил в них причудливые фигуры, – так и Рерих предлагает подробнее рассмотреть картину, чтобы увидеть всадников, вооруженных мечами или морское сражение.
Первая удача художника – дипломная работа «Гонец» была высоко оценена критиками, а напутствие Иоанна Кронштадтского: «Не болей! Придется для Родины много потрудиться», – стало поистине судьбоносным. Рерих много путешествует по России, пишет за время странствий более 90 картин. Его верная спутница – жена Елена Шапошникова, с которой они прожили 56 лет. Он называл её «вдохновительница», «другиня», именно ей посвятил картины «Ведущая», «Агни Йога», «Держательница мира».
С самого детства Николай Константинович интересовался историей и культурой России, однако огромный интерес вызывал у него и Восток, Индия. В своих работах художник переплетает восточные и славянские мотивы, используя приемы реализма и символизма. Он ищет более точные и тонкие цвета, уходя от материальной плотности техники масляной живописи, переходя к темпере. Рерих убежден, что этот материал подтвердит общность истоков древних культур. «Индия — не чужбина, а родная сестра России» – говорил художник-философ. Эта идея становится делом всей его жизни. Примером такого слияния культур могут служить его работы «Дед Мороз», «Снегурочка», «Снегурочка и Лель». Скромная красавица Снегурочка, одетая в наряд, расписанный кружевом восточных мотивов, улыбается нам на темном фоне ночного неба. А серьёзный старик Дед Мороз с длинной белой бородой демонстрирует причудливо украшенную на индийский манер шубу. Рерих уверяет: «Тип легендарного пастуха Леля близок с образом индусского Кришны».
Голубые горыОсобенное место занимали в сердце художника Гималаи, почти половину выставки занимают картины, посвященные этому краю. Величественные горы были для него неисчерпаемым источником вдохновения и духовной близости к природе Индии. «Гималаи. Сколько к ним устремлений. Каждый день в них можно увидеть что-то новое и чудесное, грозное и прекрасное… Даже мысленное приобщение к их торжественному величию будет лучшем укрепляющим средством», – так считал Рерих. Бесчисленное множество картин: «Голубые горы», «Канченджанга», «Книга жизни», «Мысль», «Розовые горы», «Хребет» – отображают трепетную любовь Рериха к Гималаям. Красота гор поражает воображение своей уместной яркостью и грацией. Цвета – от искристо-белого до иссиня-черного с переходами, переливами через нежно-розовые и желтые оттенки к сине-фиолетовому. Горящие вершины на его полотнах открывают нам космическую красоту земного. Рерих писал: «Два мира выражено в Гималаях. Один мир земли, полный здешних очарований… И всё это земное богатство уходит в синюю мглу гористой дали. Поверх сумрака, поверх волн облачных сияний — яркие снега. Бесконечно богато возносятся вершины ослепляющие, труднодоступные. Два отдельных мира, разделённые мглой». На картине «Розовые горы» из-под облаков, на фоне искусно подобранных синих и фиолетовых оттенков, вырисовываются силуэты гор, окрашенные предрассветным солнцем в розовый цвет.
Николай Константинович Рерих прошел свой земной путь, оставив после себя целый мир, отображенный в его работах. Каждая картина – часть незатухающего света великого художника; только руку протяни.
«Для народа русского мы трудились. Ему несем знания и достижения…».
Влада САЛУМЕТС

Рассказать друзьям:

|

Рубрика: выставки, культура | Автор: | Добавить комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.