Квадратура круга

«Ну, что в нем особенного? Подумаешь, я тоже так могу!». Такие мысли появляются практически у каждого, кто хоть раз сталкивался с творчеством К. Малевича. Попробуем и мы ответить на этот вопрос.

В Русском музее Санкт-Петербурга прошла уникальная выставка под названием «Малевич, до и после квадрата», посвященная 115-летию Русского музея и 100-летию оперы «Победа над солнцем».

Открывает выставку автопортрет художника и его ранние работы.  Малевич – супрематист, ведущую роль отводит не форме, а цвету и движению, поэтому его картины написаны, в основном, чистым цветом.

Тут же можно посмотреть документальный фильм об истории создания футуристической оперы тремя друзьями – поэтом Алексеем Крученых, композитором Михаилом Матюшиным и художником Казимиром Малевичем. Они мечтали создать что-то до сих пор еще невиданное и неслыханное – опера целиком построена на литературной, музыкальной и живописной алогичности.

В соседнем зале темно. По обе стороны от сцены стоят манекены в ярких угловатых костюмах к опере «Победа над солнцем». Воссозданием костюмов занимались студенты Академии имени А.Л. Штиглица и ученики школы дизайна «Divina Harmonia». А на огромном экране транслируется сама опера, точнее реконструкция, воссозданная театром Стаса Намина. Суть ее в том, что группа будетлян (люди, которые будут) отправилась завоевывать солнце. Вот что говорят о главной идее оперы М. Матюшин и К. Малевич: «Смысл оперы – ниспровержение одной из больших художественных ценностей – Солнца. Будетляне хотят освободиться от упорядоченности мира. Мир они хотят превратить в хаос,  установленные ценности разбивать в куски и из этих кусков творить новые ценности, связи. Вот и солнце – бывшая ценность – их стесняет, им хочется её ниспровергнуть». Процесс ниспровержения солнца и является сюжетом оперы.

В следующем зале находится Его Величество Черный квадрат! Фигура является иконой для любителей супрематизма всего мира. В чём уникальность этой, на первый взгляд, простой геометрической фигуры?

Одна из самых интересных версий переносит нас в эпоху Возрождения к великому Леонардо да Винчи. В одной из самых загадочных картин Леонардо «Тайная вечеря» Христа и его апостолов обступают различные черные квадраты, символизирующий зло, окружающее Спасителя, этакое тёмное воинство. За самим же Христом расположен самый большой квадрат, олицетворяющий врага рода человеческого. В нем три бреши – три отверстия, через которые виден залитый солнцем пейзаж. Если мысленно поднять руки Иисуса в то положение, в каком они находились на кресте, то ладони попадают как раз на бреши в черном квадрате. Третья брешь – на уровне головы Христа. Таким образом, распятие Христа – первая победа над злом.

Но, если у Леонардо квадрат – это вселенское зло, то Квадрат Малевича – первоформа, из которой рождается абсолютно всё. Как говорил сам художник «если человечество нарисовало образ Божества по своему образцу, то, может быть, черный квадрат и есть образ Бога как существа его совершенства в новом пути сегодняшнего начала».

В следующем зале работы его последних лет, картины с фигурами и неким намёком на сюжетность, лица не прорисованы, обозначены разными цветами, это видно по его работе «Спортсмены». На картине сами «спортсмены» как будто разъяты: одна часть головы красная, а другая белая, одна нога белая, а другая чёрная, лица не прорисованы. Эта картина, возможно, показывает, что люди, вне зависимости от лица, роста, внутреннего мира, одинаковы по натуре. Несмотря на то, что спортсмены лишены всякой индивидуальности, картина передает стремление к активности и экспрессии.

Заканчивается выставка, как и начиналась, автопортретом художника. Пройдя долгий путь художественных поисков, основатель супрематизма возвращается к традиционной живописи.

Круг замкнулся…

Федор БОРИСЕНКОВ

Рассказать друзьям:

|

Рубрика: выставки, культура | Автор: | Добавить комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.