Голоса белых ночей

Возможно ли представить себе оперу, где сцена – площадь, а декорации – архитектурные ансамбли? Разве могут шедевры русской и зарубежной классики быть поставлены на улице и звучать под открытым небом? Но ведь недаром Санкт-Петербург считается мировой культурной столицей. Уже второй год подряд в пору белых ночей лучшие оперные творения выходят из стен театров и концертных залов на просторы нашего города. Бесплатно и без возрастных ограничений с 12 до 20 июля насладиться классической феерией мог абсолютно любой желающий.

Первый фестиваль «Опера – всем» состоялся летом прошлого года и собрал около 15 тыс. зрителей. Фестиваль пользовался огромной популярностью и у петербуржцев, и у гостей города. Организаторы не рассчитывали на такой успех, а потому мест не хватало, возникало много неудобств. По заявлению художественного руководителя проекта Фабио Мастранжело в 2013 году все продумано лучше, и фестиваль смог принять больше зрителей. Репертуар тоже расширили, включив в него произведения европейских композиторов, хотя в 2012 исполняли только русские оперы.

К каждой из этих опер по смыслу сюжета подобрали «естественные декорации» города. Так «Жизнь за царя» исполнили на Соборной площади Петропавловской крепости рядом с усыпальницей Романовых. А оперу о спасении души «Фауст» очень символично поставили на Исаакиевской площади у подножья кафедрального собора. Сценические декорации художника Юлии Гольцовой отличались сдержанностью и минимализмом. Скажем, на постановке «Фауст» они были выполнены в виде старинной книги с готическим шрифтом, словно зрителям раскрывают том великой поэмы Гете. А на заднем плане стояли 4 большие печатные буквы: F, M, M, V. Это начальные буквы имен главных героев: Фауста, Маргариты, Мефистофеля и Валентина.

Открывает фестиваль опера «Жизнь за царя». Постановку исполняют на 400-летие Дома Романовых. Драма об Иване Сусанине, который отдал жизнь, чтобы увести поляков от Москвы, звучит под музыку оркестра Эрмитажного театра. За дирижерским пультом сам маэстро Фабио Мастранжело. Поклонников оперного искусства огромное количество. Те, кто не успел занять места у сцены, наблюдают за действием по большим экранам. Из декораций только гигантская шапка Мономаха, небольшое поле ржи и маленькая церковь. Музыка М.И. Глинки звучит так мощно и возвышенно, что невольно переполняешься чувством гордости за свой народ, за великую историю великой державы.

Старшие поколения помнят эту оперу под названием «Иван Сусанин», так она называлась в советский период. После свержения царской семьи идеалы поменялись, и либретто Егора Розена было подправлено Сергеем Городецким. Поменялось и название. Но в 2004 году, накануне 200-летия М.И.  Глинки,  Валерий Гергиев восстановил оперу с классическим сюжетом, вернув ей прежнее название. Теперь «Жизнь за царя» звучит так, как звучала в 1913 году на 300-летнем юбилее правления династии Романовых перед семьей последнего русского императора.

Сюжет второй оперы фестиваля – «Фауст», разворачивается на Исаакиевской площади 14 июля. Термометр показывает двадцать пять градусов по Цельсию, но, несмотря на это, слушателей собирается столько, что приходится даже перекрыть часть набережной Мойки.

Опера звучит на французском языке, так что куплеты Мефистофеля «Сатана там правит бал» зрители услышали на родном языке Шарля Гуно. Но постановщик Виктор Высоцкий несколько осовременивает постановку, придавая некоторое сходство с произведением М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Так, старик Фауст, заключая сделку с дьяволом, превращается в юношу и из средневековья переносится в 20-е года XX столетия. Кроме того, во французскую оперу добавлена нотка русского колорита – «Песня о блохе» Модеста Мусоргского, которую с блеском исполнил Мефистофель на чистейшем русском языке! Такой замысел режиссера поняли далеко не все, но «Песня» потрясла даже дилетантов, не разбирающихся в тонкостях оперного искусства. Еще одна оригинальная деталь постановки – полосатый жезл сотрудника ГАИ в руках у прародителя зла. Им он будто управляет потоками людских судеб, как полицейский потоком автомобилей на дороге.

«Осовременивать оперы, убирать декорации и костюмы – это сейчас вроде тенденции, – говорит одна из посетительниц фестиваля. – На мой взгляд, это не всегда удачно. Но главное, что в этой постановке превосходные голоса, а это большой плюс».

Страстный темперамент героев и огненная итальянская музыка собирают 17 июля на площади Кронверка Петропавловской крепости немало слушателей. Поклонников классической музыки не смущает ни хмурое небо, ни холодный ветер. Эстафету фестиваля принимает пламенное творение Джузеппе Верди «Трубадур», которое также звучало на родном языке композитора – итальянском. «Трубадур» одна из самых знаменитых опер композитора, но в Санкт-Петербурге ее давно не исполняли. В этом году великому итальянцу исполняется 200 лет, поэтому организаторы решили отдать дань уважения композитору и представили на суд слушателей это произведение.

Основными декорациями к этой средневековой трагедии служат суровые стены Кронверка, поэтому  на сцене они весьма символические. Слева – огонь, который является важным участником событий. Ведьму сжигают на костре, а ее дочь-цыганка, желая отомстить за мать, по ошибке бросает собственного  ребенка в пламень. Посередине – стена амфитеатра, а справа балкон Леоноры. Костюмы остаются классическими, на площадь даже вывели живых лошадей, как в лучших оперных театрах.

Финальным аккордом фестиваля стала нежная и трепетная история о любви «Евгений Онегин». Действие проходит возле Елагиноостровского дворца, среди деревьев старого парка. Сам дворец стал частью светлых и изящных декораций. Кажется, что где-то здесь по тенистым аллеям гуляла Татьяна с Евгением. Даже промозглый дождь вписывается в сюжет и вносит частичку грусти в атмосферу спектакля. С детства знакомые строки Александра Сергеевича Пушкина и гениальная музыка Петра Ильича Чайковского позволяют окунуться в романтическую эпоху «золотого века».

Фестиваль собрал артистов из разных городов. В постановках участвовали Вячеслав Луханин и Наталья Евстафьева из Мариинского театра. Из Москвы прибыл актер Большого театра Петр Мигунов и Михаил Никаноров из «Геликон-Опера». Фауста исполнил Артем Коротков из Веймарской оперы. Из Германии же прибыла и Елена Кнапп.

«Пенсии нынче маленькие, а билеты в оперные театры стоят дорого, – сетуют пожилые интеллигентные дамы. – Поэтому «Опера – всем» – большой подарок старшим и младшим».

«Я впервые на подобном фестивале, – говорит студент Дмитрий Доросинский. – Прочел про него в интернете, идея показалась отличной. Сам я не музыкант, учусь в ИНЖЭКОНе, но оперу люблю с детства. Если удается, то, хотя бы раз в неделю, хожу в Мариинский театр».

Несмотря на капризы погоды, «Опера – всем» прошла при полном аншлаге. Быть может, в следующем году опера снова зазвучит на улицах и площадях, и фестиваль станет такой же визитной карточкой Культурной столицы, как белые ночи и Мариинский театр.

Екатерина БОЛТАЧ

 

Рассказать друзьям:

|

Рубрика: культура, театр | Автор: | Добавить комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *