Учитель для веры

С 1 сентября 2012 года в школах страны был введен обязательный курс «Основы религиозных культур и светской этики». Создатели курса подчеркивают, что он задумывался не как информативный, а как морально-нравственный, культурологический. Теперь четвероклассники один раз в неделю изучают основы одной из четырех мировых религий либо основы светской этики. По данным министерства образования и науки РФ – более 40 процентов родителей выбрали для своих чад модуль по светской этике, около 30 процентов – основы православной культуры, 20 — основы мировых религиозных культур. 4 % отдали предпочтение исламской культуре, а иудаизм и буддизм заинтересовали менее 1 процента.

Немного истории

Курс «Основы религиозных культур и светской этики» можно назвать многострадальным. Его пытаются ввести в различных вариациях с 2006 года. Изначально предполагалось, что курс будет только по основам православной культуры. Но бурные протесты общественности заставили законодателей существенно изменить первоначальные замыслы. И вот в 2009 году президент РФ Дмитрий Медведев одобрил предложения религиозных лидеров по введению в школах предмета «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – ОРКСЭ). При этом Дмитрий Анатольевич отметил, что курс обязательно должны вести именно светские учителя. В качестве эксперимента предмет был введен в 10 тысячах российских школ в 20 субъектах РФ. Эксперимент был признан удачным, и с 1 сентября 2012 года «Основы религиозных культур и светской этики» включили в обязательную программу во всех школах страны.

Следует отметить, что в Царской России Закон Божий считался обязательным предметом. Но простые учителя не имели права его преподавать. Ф.И. Достоевский писал: «Без сомнения, преподавание Закона Божия в школах не может быть поручено никому другому, кроме священника. Но почему бы не могли даже школьные учителя рассказывать простые рассказы из священной истории?» Революция быстро нашла ответ на этот вопрос: Закон Божий не будет преподавать НИКТО, а место религии заняла идеология.

С распадом Союза из школ и идеологию убрали. «И сейчас вдруг поняли, что делать этого категорически было нельзя. Все говорят о любви к Родине, о любви к армии. Это же с рождения в ребенка не закладывается, это воспитывать надо! Почти все родители сейчас заняты зарабатыванием денег. И любовь к Родине уж точно прививается не в каждой семье. Хорошо бы в школе воспитывать, но в школе ничего нет», – отмечает учитель начальных классов Елена Николаевна Никитина.

И вот в современной России решили, что надо в школах преподавать религию. В 2006-2007 году в школах попытались ввести «Основы православной культуры». Тогда больше 40% высказались за введение курса факультативно и только 17-18 процентов были за обязательное введение. Категорически против тогда выступило 12-15%. В  2009 году курс назвали «Основы религиозных культур и светской этики» и ввели в качестве эксперимента в ряде школ страны.

Подготовка учителей

Как отмечают официальные источники, профессиональная переподготовка учителей проходила с мая по сентябрь. Хватит ли 4 месяцев для того, чтобы из обычного учителя сделать мастера по ВСЕМ модулям?

Но, как оказалось, 4 месяца – это еще хорошо. «О предмете нам сообщили спонтанно!  Вот как снег на голову! Изначально собирались вводить предмет с 5 класса. И вдруг в мае меня срочно на 2 недели отправили на курсы. Да и курсы эти были для галочки, нам просто пересказывали содержание учебников по разным образовательным программам».

Таким образом, мы получаем либо наспех обученных учителей-гуманитариев, либо еще более наспех «наученных» учителей младших классов. Но и это еще не все! «Нет методического сопровождения, – продолжает Елена Николаевна. – Предмет ввели, а учитель барахтайся как хочешь. Есть и программа, и учебник. Но к нему нет ничего. Как преподавать? И понимай как хочешь этот учебник». В итоге, каждый учитель самостоятельно продумывает, как проводить уроки. И теперь всё зависит только от его педагогических способностей и нравственной культуры.

Выбор модуля

Курс направлен на то, чтобы дети узнали, какой у нас многогранный мир, научились быть толерантными. «Цель учебного курса ОРКСЭ – формирование у младшего подростка мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений», – отмечают официальные документы. Но при этом большая часть родителей выбрали «свою» веру. По данным опроса Левада-центра от 21-24 сентября 2012 года, к православным относят себя 79% опрошенных, к исламу — 6, иудаизму — 1, буддизму — менее одного процента. И эти данные соответствуют данным, которые представляет Министерство образования по выбору определенных модулей. Получается, что родители выбирают «свою» религию для детей и вовсе не интересуются «чужой». И разве можно говорить здесь о многоконфессиональности и многогранности?

По задумке создателей курса только родители должны выбирать, что будет изучать их ребенок. Но на практике дело обстоит иначе. Школа либо сама выбирает модуль и дает родителям на подпись уже составленные заявления, либо действуют по праву большинства – какой модуль выбрало большинство родителей, такой и изучается. И вот тут очередная проблема – с одной стороны, правильно, что нет деления на «религиозные касты». С другой стороны – всех стригут под одну гребенку и заставляют выбирать то, что сами бы не выбрали. Но самое отвратительное, когда чиновники отмечают, что цель курса показать детям многогранность культур и верований, и при этом запрещают детям в школу носить одежду, отмечающую религиозную принадлежность. То есть в школах детям пытаются рассказать, показать, объяснить почему в такой-то религии придерживаются такого-то стиля одежды, а министр образования РФ Дмитрий Ливанов заявляет, что «религиозные атрибуты, в том числе одежда, детьми в школах использоваться не должны».

Как проходят уроки

Темы уроков заложены программой, в учебниках. Цель учителя – создать проблемный диалог, чтобы дети думали и сами решали, выбирали. Оценок нет, но есть домашние задания. Ученики сами делают сообщения, выступают с докладами, рисуют, подбирают фотографии. Считается, что это должно сближать ребенка с родителями, так как именно у них он должен все это спрашивать, узнавать. На практике же дети находят все в Интернете, и многие родители вообще не в курсе, чем же ребенок занимается в школе. Курс изучается в 4 классе, детям в это время 10-11 лет. По мнению Михаила Членова, автора учебника «Основы иудейской культуры», курс лучше бы перенести хотя бы на 6 класс, «после того, как школьники пройдут историю Древнего мира, историю Средних веков, будет культурологический, исторический фон для того, чтобы дети понимали предмет лучше».

Специальный корреспондент отдела политики «Комсомольской правды» Андрей Моисеенко, у которого дети как раз учатся в 4 классе, негодует: «Четвероклассники – это совсем маленькие люди, они безоговорочно верят взрослым. В их головы можно накрепко вбить все, что угодно. <…> Кем выйдет школьник после такого урока, зависит только от личных взглядов и педагогического мастерства учителя».

«Нам не дают домашних заданий. Поэтому я вообще не в курсе, как это все проходит. Но думаю, что этот предмет хорош для общего развития», – поделилась мама четвероклассницы. Совсем другого мнения другая женщина, чья дочка будет изучать курс в следующем году: «Для религиозного воспитания есть церкви, семья. А для общего ознакомления с религиями — старшие классы, гуманитарные институты».

Следует отметить, что предмет ввели вместо какого-либо другого. Во многих школах его ввели вместо урока чтения. В итоге получается, что у детей 3 физкультуры, но 2 чтения. И это в 4 классе! Когда их читать-то учить? Елена Никитина отмечает: «В таком виде, как сейчас, курс абсолютно не полезен. Я бы этот блок ввела в состав урока чтения. Ведь масса художественной литературы — произведения о добре, зле, справедливости. Пусть будет 4 часа чтения, но в урок чтения. А то дети совсем мало стали читать! С моей точки зрения это было бы более логично. Можно же, например, внеклассное чтение совместить со светской этикой. И с чтением работать, и с этикой. И другие блоки можно так. И не вдруг, как сейчас, а постепенно, на протяжении всей начальной школы. Не с первого класса, конечно».

Среди учителей большинство не одобряют новый предмет. «Если уж вводить, то позже. А лучше и совсем не вводить, а все эти темы разбирать на уроках литературы (на основе классических произведений, там все это есть), истории, МХК, но тогда уж увеличить количество часов на гуманитарные дисциплины. До чего дошло — учителя Пушкина втихаря учить задают!» — комментирует Наталья Святко, учитель МХК.

Но, несмотря на множество проблем с новым курсом, многие его все-таки одобряют. Игорь Метлик, зав. научно-методическим кабинетом отдела религиозного образования Русской православной церкви, отмечает:  «Если ребятам курс поможет проникнуться «своей» религией, они и к представителям других культур будут относиться с большим уважением. Культурный человек – толерантный человек». В целом, многие родители отмечают, что для общего развития ребенка такие уроки полезны. Главное, чтобы они не сводились к проповедованию (к этому, судя по методическим пособиям, наиболее близок курс по православию).

Прекрасная российская традиция

В России есть такая традиция: ввести закон и только потом его дорабатывать, исправляя ошибки. Но нельзя поступать так с инициативами, касающимися детей. Ведь пока курс доведут до ума, его кое-как пройдут многие четвероклашки. А ведь дети — будущее страны. Именно в школе закладывается характер, поэтому нельзя просто закрыть глаза и надеяться на «тех, кто сверху». Нужно рассматривать, обсуждать, предлагать – и решать проблемы, изменять курс. Пока не поздно.

Екатерина ШАРОВА

Рассказать друзьям:

|

Рубрика: мысли вслух | Автор: | Добавить комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *