Изнанка души

Krieg, Handel und Piraterie – Dreieinig sind sie, nicht zu trennen
(Война, торговля и пиратство — они триедины, их не разлучить)

Вам наверняка знакомы эти строки из книги Иоганна Вольфганга Гете «Фауст» – произведения о человеке, который хотел постичь тайные знания через зло, а именно – через сделку с демоном Мефистофелем. Мне удалось побывать на премьерном показе фильма выдающегося российского режиссера Александра Сокурова по мотивам данного произведения.

Работа завершает кинотетралогию о природе власти: «Молох» — «Телец» — «Солнце» — «Фауст». Сокуров показывает нам людей, которые проиграли главные пари в своей жизни. В первом фильме говорится о Гитлере, во втором — о Ленине, а в третьем — о японском императоре Хирохито.

Действия четвертого фильма разворачиваются в небольшом немецком городке 19-го века, где проживает доктор Фауст. Мефистофель оказывается здешним ростовщиком. В фильме он не похож на зловещее порождение Ада, которое люди привыкли представлять по книге Гете. Это человек. То есть, почти человек… Он выступает главным носителем зла, похоти и разврата. Соблазняет душу главного героя тем, что он может получить ценные знания и прозреть с духовной точки зрения. Не зря в данной картине Мефистофель занимается ростовщичеством. Сначала он дает в долг, а затем забирает свое с процентами, а под ними я подразумеваю душу. Демон становится проводником для Фауста в иной мир, более мрачный и гадкий, но там доктор сможет получить все, что хотел.

Фильм начинается с того, что Фауст вскрывает некий труп и размышляет о смерти, о ее глубоком значении. Первые кадры сразу дают понять, что кино будет не из приятных. По словам режиссера, основная задача фильма – показать все то, что скрывается в тени выдающихся личностей. Город показан мрачным и жутким, с его грязными жителями и тиранией высших слоев общества. И на фоне этой черни появляется фигура человека, чья жизнь окутана тайной, но роль которого в жизни города и горожан очень велика.

В то время религия имела большой вес во всех сферах жизни, а Фауст является олицетворением всего того, что ненавистно церкви. Его жизнь — это постоянное одиночество и познание мира с его худшей стороны. Он отрекается от людей и делает такое, о чем обычные люди и подумать бояться: от вскрытия трупов до самых мерзких и похотливых мыслей. В городе многие ненавидят его, считают чернокнижником, но при этом испытывают уважение к его развитому мышлению. У Фауста есть возлюбленная – молодая и очень симпатичная девушка Маргарита. Доктор хочет добиться ее любви, но общество делает все, чтобы этого не произошло. Впрочем, Маргарита – исключение среди женских персонажей. Женское тело в работе Сокурова – это не произведение искусства, которое хочется с помощью кисти изобразить на холсте, а олицетворение похоти и бесчинства.

По моему мнению, это кино рассказывает о том, как природа и общество объединяются против великих людей и их идей. Малоразвитый человек не может понять всего того, что творится в умах высоких личностей. Это непонимание вызывает у него ярость и страх, что и приводит к конфликтам. Премьера в Северной столице, как и в других городах и странах, прошла на «Ура!». Зрители смотрели на экран с такими глазами, как будто стали свидетелями схождения Бога на Землю. Я еще никогда в жизни не видел столько сосредоточенного внимания у такого большого количества людей. Ни один человек не покинул зал за время просмотра. Многие после показа вышли из зала с другими взглядами на мир, жизнь и себя.

Если вам интересно взглянуть на свою жизнь, свою душу, на самого себя с другой стороны, а ни с той, с какой вы привыкли, то это кино для вас. Я вынес из данной работы то, что не всегда духовное совершенство достигается исключительно через добрые и благородные поступки. Иногда действия кажутся отвратительным, но результат их совсем обратный. Фильм вышел в прокат, и вы сами сможете увидеть, как гениальность борется с неподвластной природой и трусливым обществом, готовым на все, чтобы до конца своих дней находиться в стагнации.

Мне кажется, это была одна из главных идей, которую хотел донести Александр Сокуров до зрителей.

Георгий ЛИБИКОВ

Рассказать друзьям:

|

Рубрика: кино, культура | Автор: | 1 комментарий

Один комментарий: Изнанка души

  1. Полина говорит:

    Я этот фильм восприняла немного по-другому, но мне невероятно приятно, что он заинтересовал юных журналистов. На самом деле отнюдь не все смотрят «Фауста» сосредоточенно и с удовольствием. Когда я его смотрела, из зала в течение первого часа вышла, наверно, четверть зрителей. Это было в ПИКе, может быть, аудитория не та. Но тем не менее, не так много людей попытались его понять. Спасибо тебе за материал!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *