Где не чтят мертвых, там не любят живых

«Никто не забыт, ничто не забыто», – с этих слов Ольги Берггольц начинается документальный фильм «Блокада: эффект присутствия». 26 января 2012 г. в Балтийском медиа-центре (Каменноостровский пр., д. 67) прошла встреча с создателями фильма – режиссером телеканала «100ТВ» Аллой Чикичевой и редактором издательства «Азбука» Наталией Соколовской.

Для Аллы это не первая документальная работа на эту тему. В 2008 году появился фильм «Дети Блокады». По окончании работы режиссер пообещала никогда к этой теме не возвращаться: «Я сказала себе, что не хочу больше этим заниматься, потому что это очень тяжело. Нужно очень глубокое, серьезное погружение в эту тему, что влечет за собой эмоциональную неустойчивость, постоянные слезы на глазах». Своими мыслями поделилась и Наталия Соколовская: «Такое чувство, что все эти умершие люди держат за руки и просят не бросать. Они хотят вернуться, но через кого-то, через что-то. Например, через подобные фильмы».

Ничто не в нашей жизни не происходит просто так. Фатализм жизни очевиден. Вся информация о Блокаде, приходившая на канал «100ТВ», оказывалась на столе у Аллы Чикичевой и честно ждала своего времени. Множество мелочей чудным образом соединились в монолитное полотно, из которого в будущем получился великолепный фильм. Знакомство с трагической судьбой Музея Обороны Ленинграда, знакомство с Наталией Соколовской, которая писала книгу об Ольге Берггольц, уже имеющаяся база документов и архивных данных – все это стало основой для будущей «Блокады: эффект присутствия».

«Самое главное – найти идею, образ, который пройдет через весь фильм», — давала советы будущим журналистам Алла Чикичева. В фильме идут две параллели – тема Блокады и тема «заговора молчания» о реальной жизни ленинградцев в дни Блокады, связующим звеном между которыми является Нина Нонина, первый экскурсовод Музея Обороны Ленинграда, музея с трагичной судьбой. Он был создан в 1944 году, «по горячим следам». За четыре с половиной месяца 26 залов заполнились экспонатами «с улицы», реальными письмами, карточками на хлеб, была возведена восьмиметровая пирамида из простреленных немецких касок как воплощение картины Василия Верещагина «Апофеоз войны». Музей просуществовал недолго – уже в 1952 году он был закрыт. Экскурсию прервали буквально на полуслове, а на дверях появилась табличка «Закрыто по техническим причинам». Восстановить Музей удалось лишь в 1989 году. Теперь он носит название Музей Обороны и Блокады Ленинграда. Правда, он стал другим – многие экспонаты переплавлены, сожжены либо переданы в хранилища других музеев.

«Создавайте свой ритм, чувствуйте его, — советовала Алла. – Пробуйте найти тот акцент, ту последнюю каплю, которая дожмет зрителя». В фильме этим максимальным прессом стал хрипловатый глухой голос Музы блокадного города – Ольги Берггольц. До кончиков пальцев «ленинградская», родная поэтесса то шепотом, то с надрывом читает строки из дневников и стихотворений.

«Я здесь, чтобы свидетельствовать», – говорила Ольга Берггольц. В этом и заключается призвание журналиста. Свидетельствовать, чтобы жить. Жить, чтобы свидетельствовать.

После просмотра фильма авторы рассказали об истории создания фильма, ответили на вопросы юных журналистов и поделились профессиональными секретами.

Анастасия ЛУКИНА

Рассказать друзьям:

|

Рубрика: встречи | Автор: | Добавить комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *